Что такое майолика определение

Что такое майолика определение

  • В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 471-472

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МАЙО́ЛИКА [итал. maiolica, от Majo­li­ca – ста­ро­го назв. о. Маль­ор­ка (Май­ор­ка)], из­де­лия из цвет­ной обож­жён­ной гли­ны с круп­но­по­рис­тым че­реп­ком (ке­ра­мич. ос­но­вы), по­кры­тые гла­зу­рью; им свой­ст­вен­ны мас­сив­ность форм, яр­кий блеск и кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов. Тер­мин воз­ник в Ев­ро­пе ок. 15 в. для обо­зна­че­ния по­кры­тых гла­зу­рью и рас­пи­сан­ных люс­т­ром ис­па­но-мав­ри­тан­ских ке­ра­мич. из­де­лий, вво­зи­мых в Ита­лию че­рез о. Маль­ор­ка, а так­же соб­ст­вен­но итал. из­де­лий.

    Значение слова Майолика по Ефремовой:
    Майолика — 1. Керамические изделия из цветной глины с яркой росписью, покрытые непрозрачной глазурью.
    2. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
    3. Искусство изготовления таких изделий.

    Значение слова Майолика по Ожегову:
    Майолика — Искусство изготовления таких изделий Майолика Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью

    Майолика в Энциклопедическом словаре:
    Майолика — (итал. maiolica) — вид керамики, изделия из цветной обожженнойглины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майоликихарактерны мягкие, округлые формы, яркая роспись — по непрозрачной глазуриили (т. н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.Знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения.

    Значение слова Майолика по Строительному словарю:
    Майолика — Крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков.

    Значение слова Майолика по словарю Ушакова:
    МАЙОЛИКА
    майолики, ж. (ит. maiolica) (искус.). 1. только ед. Обожженная глина, покрытая непрозрачной глазурью и рисунком. 2. Изделие из этой глины. Выставка итальянских майолик.

    Значение слова Майолика по словарю Брокгауза и Ефрона:
    Майолика (техн.) — см. Гончарное производство и Фаянс.

    Определение слова «Майолика» по БСЭ:
    Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики)
    1) в узком смысле — итальянские керамические изделия 15 — 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху Люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле М. — изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.
    Большое развитие М. получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. М. производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной М. на рубеже 19 — 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах — советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М. обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
    Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика.
    Л. Горка (Польша). Ваза и блюдо. Майолика. 1962.

    Читайте также:  Керамическая плитка беларусь каталог

    П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.

    А. Т. Матвеев. «Девушка, отжимающая волосы». Майолика. Гжель. 1959. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

    М. А. Врубель. «Львица» Маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве. Майолика. 1891. Исторический музей. Москва.

    Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Середина 18 в. Исторический музей. Москва.

    Чернильница «Суд Париса». Майолика. Италия. Начало 16 вв. Международный музей керамики. Фаэнца.

    В. С. и Н. Е. Проторьевы. «Бык» (слева); М. И. Денисенко. «Баранчик чёрный» (справа). Оба — 1967, Васильковский майоликовый завод (УССР).

    М. А. Врубель. Голова египтянки. Конец 19 в. Русский музей. Ленинград.

    Кувшин из Монтелупо (Италия). 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

    Н. Пеллипарио. Чаша (из серии «Прекрасная дама»). Кастельдуранте (Италия). Ок. 1525. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

    Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.

    Испанское блюдо. 2-четв. 14 в. Городской музей Манреса.

    Альбарелло (аптекарский сосуд). Фаэнца. 15 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

    Кувшин. Фаэнца (Италия). 14 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

    И. Табакович. (Югославия). «Астронавт». 20 в.

    Майнцская Коммуна Майолика Майоликовый

    МАЙОЛИКА — из­де­лия из цвет­ной обож­жён­ной гли­ны с круп­но­по­рис­тым че­реп­ком (ке­ра­мической ос­но­вы), по­кры­тые гла­зу­рью; им свой­ст­вен­ны мас­сив­ность форм, яр­кий блеск и кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов.

    Тер­мин воз­ник в Ев­ро­пе около XV века для обо­зна­че­ния по­кры­тых гла­зу­рью и рас­пи­сан­ных люс­т­ром ис­па­но-мав­ри­тан­ских ке­ра­мических из­де­лий, вво­зи­мых в Ита­лию че­рез остров Маль­ор­ка, а так­же соб­ст­вен­но итальянских из­де­лий.

    В со­став майолики вхо­дят лег­ко­плав­кие гли­ны (пла­стич­ные ма­те­риа­лы) с до­бав­ле­ни­ем пес­ка или ша­мо­та (ото­щаю­щие ма­те­риа­лы, спо­соб­ст­вую­щие умень­ше­нию усад­ки при суш­ке и об­жи­ге). По­сле из­мель­че­ния и сме­ши­ва­ния ис­ход­ных ком­по­нен­тов из­де­лия фор­му­ют различными спо­со­ба­ми: ке­ра­мические плит­ки — прес­со­ва­ни­ем по­лу­су­хих по­рош­ков влаж­но­стью 6-8%; по­лую и пло­скую по­су­ду — рас­кат­кой на фор­мо­воч­ных стан­ках пла­стичных масс влаж­но­стью 20-23%; по­су­ду и су­ве­ни­ры — лить­ём в по­рис­тые гип­со­вые фор­мы из шли­ке­ров влаж­но­стью 29-33%. По­сле суш­ки из­де­лия об­жи­га­ют при температуре 900-1100 °C обыч­но 2 раза с при­ме­не­ни­ем так называемого утель­но­го об­жи­га и, по­сле на­не­се­ния слоя гла­зу­ри, — по­ли­то­го об­жига; при ис­поль­зо­ва­нии над­гла­зур­ных ке­ра­ми­че­ских кра­сок при­ме­ня­ют тре­тий, де­ко­ри­рую­щий об­жиг при температуре 750-850 °C. Майолика, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся ог­не­упор­ные бе­ло­жгу­щие­ся гли­ны, као­ли­ны, пе­сок и плав­ни (по­ле­вош­пат­ные ма­те­риа­лы), близ­ка по свой­ст­вам и тех­но­ло­гии к фа­ян­су, од­на­ко от­ли­ча­ет­ся боль­шей по­рис­то­стью и мень­шей температурой по­ли­то­го об­жи­га (до 1050 °C). В струк­ту­ре майолики пре­об­ла­да­ют зёр­на кри­стал­лических фаз при не­боль­шом со­дер­жа­нии (до 10%) стек­ло­фа­зы и от­но­си­тель­но круп­ные по­ры. Во­до­по­гло­ще­ние майолики обыч­но со­став­ля­ет 10-20%; пре­дел проч­но­сти при из­ги­бе до 20 МПа.

    Читайте также:  Уголок под плитку внутренний

    Главная осо­бен­ность майолики — её гла­зу­ро­ван­ная по­верх­ность, за­кры­ваю­щая по­ры, и вы­со­кая сте­пень де­ко­ра­тив­но­сти. Лег­ко­плав­кие, яр­коо­кра­шен­ные май­о­ли­ко­вые гла­зу­ри (ста­рое название «по­ли­вы») поч­ти пол­но­стью пе­ре­кры­ва­ют се­рые или тер­ра­ко­то­вые то­на че­реп­ка. Боль­шин­ст­во май­о­ли­ко­вых гла­зу­рей со­дер­жит сви­нец, при­даю­щий им вы­со­кий блеск и яр­кость, но сни­жаю­щий хи­мическую и аб­ра­зив­ную стой­кость по­кры­тия; при­ме­ня­ют­ся так­же бес­свин­цо­вые гла­зу­ри (бор­но-строн­цие­вые, се­ле­но­кад­мие­вые, оло­вян­ные и другие). Май­о­ли­ко­вые гла­зу­ри на­но­сят на из­де­лия по­ли­вом, рас­пы­ле­ни­ем, пу­тём оку­на­ния в них из­де­лий.

    Для майолики ис­поль­зу­ют­ся прак­ти­че­ски все из­вест­ные тех­ни­ки де­ко­ри­ро­ва­ния: скульп­тур­ные ме­то­ды (рель­еф, гра­ви­ров­ка и другие), рос­пись, пе­чать и аэ­ро­гра­фия под­гла­зур­ны­ми и над­гла­зур­ны­ми ке­ра­мическими крас­ка­ми, люс­т­ра­ми и другое. Час­то май­о­ли­ко­вые из­де­лия рас­пи­сы­ва­ют­ся вруч­ную ан­го­ба­ми и цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми.

    В ху­дожественной прак­ти­ке майоликой так­же на­зы­ва­ют ке­ра­ми­ку с цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми на фа­ян­со­вом бе­лом или цвет­ном че­реп­ке.

    Ис­то­ри­че­ский очерк.

    Майолика име­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в искусстве Древ­не­го Вос­то­ка (Еги­пет, Ва­ви­ло­ния, Пер­сия). В сред­ние ве­ка майолику час­то ис­поль­зо­ва­лась в му­сульманских стра­нах для соз­да­ния по­ли­хром­ной об­ли­цов­ки. В XIII-XV веках в Ев­ро­пе бы­ли зна­ме­ни­ты из­го­тов­ляе­мые му­сульманскими ре­мес­лен­ни­ка­ми про­из­ве­де­ния ис­па­но-мав­ри­тан­ской майолики с пур­пур­но-зе­лё­ным, ко­баль­то­вым и люс­т­ро­вым де­ко­ром («аль­гамбр­ские» ва­зы XIV века, из­де­лия фаб­рик Ва­лен­сии XV века). По­сле за­вое­ва­ния Аме­ри­ки про­изводство майолики ста­ло ос­ваи­вать­ся в испанских ко­ло­ни­ях (около 1540 года).

    Под влия­ни­ем ис­па­но-мав­ри­тан­ских из­де­лий в XV веке за­ро­ди­лось искусство соб­ст­вен­но италь­ян­ской майолики, в ко­то­рой ис­поль­зо­ва­лись гла­зу­ри на ос­но­ве ок­си­да оло­ва. Про­изводство майолики (ап­те­кар­ские со­су­ды, по­су­да, скульп­ту­ра, плит­ки для об­ли­цов­ки по­лов и по­тол­ков) на­ча­лось во Фло­рен­ции, от­ку­да за­тем рас­про­стра­ни­лось по всей Ита­лии. Со­су­ды ук­ра­ша­лись как ге­раль­дическими мо­ти­ва­ми, так и за­им­ст­во­ван­ны­ми из му­сульманского и гре­ко-римского искусства ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми (паль­мет­ты, фан­та­стические жи­вот­ные, гро­те­ски). Круп­ным цен­тром про­изводства майолики бы­ла Фа­эн­ца (об­ли­цов­ка по­ла в ка­пел­ле Ва­зел­ли в церкви Сан-Пе­тро­нио в Бо­ло­нье, вы­пол­нен­ная мас­те­ром Пьет­ро Ан­д­реа из Фа­эн­цы в 1487 году). Во Фло­рен­ции Л. дел­ла Роб­биа при­ме­нил тех­ни­ку майолики к скульп­ту­ре, соз­дав но­вое на­прав­ле­ние ре­нес­санс­ной пла­сти­ки.

    Читайте также:  Номиналы узо и автоматов

    К XVI веку, ко­то­рый стал «зо­ло­тым ве­ком» итальянской майолики, тех­ни­ка рас­по­ла­га­ла ши­ро­ким спек­тром цве­тов — пур­пур­но-ко­рич­не­вым (по­лу­чае­мым до­бав­ле­ни­ем со­еди­не­ний мар­ган­ца), зе­лё­ным (ме­ди), си­ним (ко­баль­та), жёл­тым (сурь­мы), оран­же­вым (же­ле­за), а так­же люс­т­ром. В это вре­мя из­де­лия ста­ли по­кры­вать вто­рым про­зрач­ным сло­ем гла­зу­ри, ко­то­рый при­да­вал блеск по­верх­но­сти и соз­да­вал боль­ше воз­мож­но­стей для рос­пи­сей. Рас­про­стра­ни­лись фи­гу­ра­тив­ные рос­пи­си на ми­фо­ло­гические и ис­то­рические сю­же­ты, ис­точ­ни­ка­ми для ко­то­рых (че­рез по­сред­ст­во гра­вю­ры) слу­жи­ли про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. На из­де­ли­ях по­яв­ля­ют­ся порт­ре­ты, над­пи­си и де­ви­зы. Майолика из Фа­эн­цы (в ча­ст­но­сти, се­мей­ст­ва Пи­рот­ти) яв­ля­лась об­раз­цом для мно­го­численных мас­тер­ских Сие­ны, Губ­био, Па­дуи, Ве­не­ции, Ка­фад­жо­ло и других. Люс­т­ро­вая майолика из­го­тов­ля­лась в Де­ру­те и Губ­био.

    В XVIII веке про­изводство майолики при­шло в упа­док, не вы­дер­жав кон­ку­рен­ции с фар­фо­ром.

    Воз­ро­ж­де­ние искусства майолики про­изош­ло в конце XIX-XX веков; к тех­ни­ке майолики об­ра­ща­лись многие ху­дож­ни­ки-ке­ра­ми­сты (Ф. Ле­же, П. Пи­кас­со и другие).

    В Древ­ней Ру­си май­о­ли­ко­вые из­раз­цы из­вест­ны с XI века; в Рос­сии майолика дос­тиг­ла рас­цве­та в XV-XVII веках, в том числе в ар­хитектурном де­ко­ре Яро­слав­ля и Мо­ск­вы (окон­ные на­лич­ни­ки, пор­та­лы, фри­зы, фи­гу­ры свя­тых, из­раз­цо­вые пе­чи). В XVIII веке май­о­ли­ко­вую по­су­ду, из­раз­цы, мел­кую пла­сти­ку вы­пус­кал за­вод Гре­бен­щи­ко­ва в Мо­ск­ве и мас­тер­ские Гже­ли (смотри в статье Гжель­ская ке­ра­ми­ка). Вто­рое ро­ж­де­ние майолики пе­ре­жи­ла в искусстве мо­дер­на (ра­бо­ты М.А. Вру­бе­ля, В.М. Вас­не­цо­ва, А.Я. Го­ло­ви­на, С.В. Ма­лю­ти­на и другие).

    Смотри так­же литературу при статье Ке­ра­ми­ка.

    Ссылка на основную публикацию
    Что относится к пищевой продукции
    В книжной версии Том 26. Москва, 2014, стр. 310 Скопировать библиографическую ссылку: ПИЩЕВЫ́Е ПРОДУ́КТЫ, про­дук­ты жи­вот­но­го, рас­ти­тель­но­го, ми­не­раль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, пред­на­зна­чен­ные...
    Через какое расстояние крепить полипропиленовые трубы
    При проектировании трубопроводы разделяются на отдельные участки, путем распределения точек жёсткого крепления. Расстояние между креплениями полипропиленовых труб таким образом, предотвращается...
    Через сколько времени можно шпаклевать после грунтовки
    Процесс нанесения шпаклевки на грунтовку является очень важным. Большое количество людей во время ремонта задумываются о том, что возможно ли...
    Что относится к санитарно техническому оборудованию
    Санитарно-техническое оборудование (сантехника) — это уст­ройства (приборы), устанавливаемые в уборных (туалетах), ванных комнатах, комнатах личной гигиены (на производстве и учреждени­ях),...
    Adblock detector