Что означает слово архитектура

Что означает слово архитектура

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое "АРХИТЕКТУРА" в других словарях:

архитектура — (architecture): Набор элементов конструкции или описательных представлений, необходимый для такого описания объекта, чтобы он мог быть создан в соответствии с требованиями (с нужным качеством), а также обслуживаться в течение всего срока его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия

АРХИТЕКТУРА — (лат. architectura, от греч. archi старший, и tektonike плотничье искусство). 1) строительное искусство, зодчество. 2) стиль, способ постройки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТУРА в общ.… … Словарь иностранных слов русского языка

архитектура — См … Словарь синонимов

Архитектура — искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов [ЗОДЧЕСТВО]… … Строительный словарь

АРХИТЕКТУРА — АРХИТЕКТУРА, архитектуры, мн. нет, жен. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. || Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом… … Толковый словарь Ушакова

АРХИТЕКТУРА — Живопись искусство, на которое можно смотреть; скульптура искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс Архитектура это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг Дом… … Сводная энциклопедия афоризмов

Архитектура — – искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура … Словарь строителя

архитектура — 1. Искусство создавать здания и сооружения, а также комплексы их в соответствии с социальными, функциональными и художественными требованиями и эстетическими идеалами общества, а также уровнем науки и техники [Терминологический словарь по… … Справочник технического переводчика

АРХИТЕКТУРА — (латинское architectura, от греческого architekton строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Современная энциклопедия

АРХИТЕКТУРА — (лат. architectura от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в… … Большой Энциклопедический словарь

Что такое архитектура:

Архитектура — это искусство и техника проектирования здания или окружающей среды здания. Это художественный и технический процесс, который включает в себя разработку организованных и творческих пространств для размещения различных видов человеческой деятельности.

Архитектура — это расположение частей или элементов, которые составляют здания или городские пространства в целом.

Это искусство состоит из набора принципов, норм, методов и материалов, используемых архитектором для создания архитектурного пространства. Архитектор является профессионалом, имеющим юридическую квалификацию для осуществления архитектуры.

Этимологически слово «архитектура» происходит от греческого архитектона, соединения терминов архе («главный») и техтон («конструктор» или «строительство»). Однако, прежде чем перейти к португальскому языку, слово было поглощено латинским архитекту .

Что делает архитектор?

Архитектор является профессионалом, ответственным за планирование, организацию и координацию строительства зданий, сочетая аспекты, связанные с комфортом, функциональностью и эстетикой имущества.

Именно архитектор строит план работы, а также выбирает материалы и планировку всей конструкции. Для этого профессионал должен учитывать акустику, техническое обслуживание, освещение, вентиляцию, воздействие на окружающую среду, среди прочих факторов, которые могут повлиять на конечное качество строительства.

В отличие от инженера-строителя, например, работа архитектора направлена ​​на эстетическое и функциональное разрешение работы . С другой стороны, инжиниринг отвечает за решение структурных и технических вопросов проекта, а также материалов, которые будут использоваться.

Курс архитектуры

Чтобы действовать в качестве архитектора, лицо должно иметь диплом о высшем образовании в области архитектуры в учебном заведении, признанном Министерством образования (MEC). Кроме того, недавно закончивший обучение также должен быть надлежащим образом зарегистрирован в Совете по архитектуре и городскому планированию (CAU).

Курсы архитектуры (обычно называемые «Архитектура и урбанизм» в Бразилии) имеют среднюю продолжительность 5 лет. Основное внимание на тренинге уделяется гуманитарным и гуманитарным дисциплинам, но также важно развивать знания в таких областях, как, например, математика и физика.

На рынке труда архитектор может действовать в нескольких областях, таких как внутренняя архитектура, промышленная архитектура, реставрация зданий, городское планирование (планирование городского пространства) и т. Д.

Символ архитектуры

Символ формируется из объединения квадрата (вид линейки, используемой для рисунков с точными прямыми линиями) и компаса . Композиция изображения создает представление о Небесах и Земле.

Положение компаса относится к небесному своду, в то время как квадрат символизирует Землю и все закрепленные в ней вещи.

Архитектурные стили

Каждая цивилизация в разные периоды истории строила архитектурные проекты на основе своих собственных элементов. Вдохновение для этих особенностей лежит в культуре, традициях и образе жизни их соответствующих обществ.

Современная Архитектура

Музей искусств Сан-Паулу (MASP), Лина Бо Барди (архитектор)

Модернизм был набором художественно-культурных движений, которые возникли в начале двадцатого века и также оказали влияние на архитектурный стиль того времени.

Конструкции были вдохновлены духом промышленной революции, которая достигла своего пика. Архитекторы отдали предпочтение использованию железа, стекла и железобетона в качестве основных материалов своих работ.

Промышленные рисунки имели простые геометрические формы и, в отличие от классической архитектуры, с небольшим (или отсутствующим) орнаментом.

Приоритет был сделан на функциональность зданий, то есть то, как они могут быть интегрированы в городскую жизнь и повседневную жизнь.

Именно благодаря достижениям современной архитектуры были построены первые небоскребы в мире. Этот тип строительства, несомненно, является одной из величайших вех этого архитектурного стиля.

Оскара Нимейера, Ле Корбюзье и Лины Бо Барди можно считать одними из самых важных архитекторов модернизма.

Современная архитектура

Центр Гейдара Алиева, Заха Хадид (архитектор)

Многие люди путают современный архитектурный стиль с современным, главным образом потому, что он считает, что термин «современный» является синонимом современности. На самом деле, оба они разные и изображают разные периоды.

Так называемая современная архитектура состоит из множества различных стилевых ссылок. Это отражение одной из самых выдающихся характеристик постмодернизма: плюрализма .

Современные архитекторы отдают приоритет использованию естественного света и, особенно, интеграции строительства с окружающей средой, не оказывая негативного воздействия на местный биом.

Работы, как правило, имеют неправильную форму, с большими окнами (для получения большего естественного света) и с использованием материалов, пригодных для переработки.

Этот стиль также имеет тенденцию включать новые технологии, такие как Интернет вещей, создавая прямые связи между людьми и зданием.

Читайте также:  Мясо с фруктами рецепты

Римская архитектура

Колизей Рима (Амфитеатр Флавиев)

Под влиянием архитектуры греков и этрусков, римлянин является частью классической фазы архитектурных стилей.

Римские архитекторы видели необходимость выражать в своих работах идеализацию красоты, а также представлять реальность, которой живут граждане.

В отличие от греческой архитектуры, он сохранил свои постройки преимущественно в городских районах. Планирование храмов, курортов, акведуков и амфитеатров было обычным делом.

Эстетически то, что характеризует римскую архитектуру, — это валоризация арок, наследство этрусков. Кроме того, в зданиях раньше были большие хранилища и внутренние пространства без колонн.

Греческая архитектура

Греческая архитектура, известная своими великими произведениями, достигла своего максимума в правительстве Перикла, главным образом в Афинах.

Великими именами греческой архитектуры были Иктинио и Каликрат, ответственные за строительство нескольких памятников. Храмы были основными работами, построенными из резного камня, настолько приспособленными, что обходились без раствора.

Одной из главных особенностей этого стиля является использование динамиков . Они были разделены на три различные архитектурные модели, по форме и форме:

  • дорический, представляющий колонны с жесткими линиями и гладкой столицей, из которых самым известным является Парфенон в Афинах;
  • Ионическая, характеризующаяся легкостью и элегантностью колонн, видимых в храме богини Ники, также в Афинах;
  • Коринф с богато украшенным верхом (капитель) в форме листьев, найденный в храме Аполлона в Коринфе, в современной Турции.

Готическая архитектура

Миланский кафедральный собор (Миланский собор)

Пик готической архитектуры был между 12 и 13 веками. Тем не менее, этот архитектурный стиль был известен как "готический" с пятнадцатого века в эпоху Возрождения.

Готическая архитектура процветала на фоне оживления торговли (позднего средневековья), когда города начали расти.

Основными постройками того времени были церкви, которые воссоединили некоторые из самых сильных характеристик готического периода:

  • оживальные арки;
  • своды, образованные множеством оживальных дуг;
  • фасады с тремя арками;
  • аркбутан.

Эти структурные инновации впервые позволили конструкциям иметь большую вертикальность . Следовательно, готические соборы известны их внушительным вертикальным возвышением.

Кроме того, готическая архитектура также высоко ценит декоративные фасады. Использование выразительных, кружевных скульптур, балюстрад с богатой детализацией и витражей / розовых окон было обычным делом.

Ренессансная архитектура

Собор Святого Петра

Это был более представительный период между пятнадцатым и шестнадцатым веками, периодом, когда европейское общество претерпевало интенсивные идеологические преобразования.

Ренессансная архитектура была противопоставлена ​​готическому стилю (считающемуся очень уродливым). С другой стороны, он ценил аспекты, относящиеся к понятиям антропоцентризма, симметричного совершенства со строгими пропорциями и «человека-разума».

Среди некоторых основных эстетических особенностей архитектуры эпохи Возрождения выделяются:

  • Оценка симметрии;
  • Горизонтальность в форме;
  • Колонны поддерживаются тельцами;
  • Чередование фронтонов;
  • Полукруглые арки;
  • Оценка тонких и четко сформулированных особенностей.

Устойчивая архитектура

Устойчивый архитектурный стиль, считающийся сильным звеном в современной архитектуре, начал популяризироваться с 1980-х по 1990-е годы.

Как следует из названия, архитекторы стремятся обеспечить устойчивость окружающей среды, чтобы здания не оказывали негативного воздействия на природу.

Для этого есть несколько принципов, которые характеризуют устойчивую архитектуру, таких как:

  • Планирование работ с учетом всех природных условий (экосистем, гидрографии, геологии и т. Д.), А также климатических условий участка;
  • Минимизировать потребление энергии, затрачиваемой на работу, отдавая приоритет использованию чистых / возобновляемых источников энергии;
  • Использование экологически чистых, переработанных и региональных материалов (это позволяет избежать потерь окружающей среды, которые могут возникнуть при транспортировке материалов);
  • Убедитесь, что финальная работа интегрирована с окружающей средой;
  • Обеспечить экономию воды во время строительства здания, а также обеспечить надлежащую инфраструктуру, чтобы здание могло экономить воду (например, установить таймеры / датчики на смесители и душевые);
  • Убедитесь, что здание вырабатывает энергию устойчивым образом (например, установка солнечных батарей).

Значение слова архитектура

Словарь Ушакова

архитект у ра, архитектуры, мн. нет, жен. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура.

| Наука о возведении зданий. Курс архитектуры.

| Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом изящной архитектуры.

Культурология. Словарь-справочник

(лат. architectura , от гр. architektonike (techne) ) – строительное (искусство))

1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре;

2) художественный характер постройки.

Архитектурный словарь

(лат. architectura , от греч. architekthon — строитель)

(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Значение этого слова — высшая степень строительного искусства. Сегодня под словом "архитектура" понимают искусство проектирования и строительства сооружений. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Будучи частью материальной культуры, архитектурное сооружение является в то же время произведением монументального искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура входит в триаду главных искусств живопись, скульптура и архитектура.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Краткий словарь по вычислительной технике, информатике и метрологии

концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов сложного объекта.

Эстетика. Энциклопедический словарь

(от греч. architekton — строитель)

синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных культурных пространств, подчиняющихся определенным утилитарнофункциональным закономерностям и представляющих художественно-эстетическую ценность. Именно синтетизм архитектуры позволяет ей воздействовать на все органы чувств человека, на состояние его души и духа и порождать комплексный эстетический эффект. Этот эффект порождается не только деревом, камнем, металлом, т. е. физически-материальным субстратом чувственно воспринимаемых пространственных объемов, форм, пропорций, но и той богатой символикой, которая присутствует в архитектурных образах и позволяет создателям этих образов говорить с теми, кто их созерцает, не только о бренном, но и о вечном, бесконечном, сакральном. «Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную композицию, "очеловеченную" форму» (Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1. — СПб., 2000. — С.440). Архитектурные сооружения с присущим им синтетизмом ориентированы не только на органы человеческого зрения. Они взывают ко всем без исключения органам чувственного и духовного мировосприятия. Внешний вид и внутреннее убранство создают сложнейшие ансамбли эстетически выразительных форм, воздействие которых на человека можно сопоставить лишь с воздействием симфонии на эстетическое сознание слушателя. Каждое эстетически значимое архитектурное целое — это маленькая вселенная, локализованный в земном пространстве мирокосм, сущестующий и функционирующий по законам функционирования целостных, рукотворных ансамблей. «Архитектурное пространство живет двойной семиотической жизнью. С одной стороны, оно моделирует универсум: структура мира построенного и обжитого переносится на мир в целом. С другой, оно моделируется универсумом: мир, создаваемый человеком, воспроизводит его представление о глобальной структуре мира. С этим связан высокий символизм всего, что так или иначе относится к создаваемому человеком пространству его жилища» (Лотман Ю. М. Архитектура в контексте культуры // Лотман Ю, М. Семиосфера. — СПб., 2000. — С. 676). Символика мира архитектурных форм способна возвышать человеческое сознание до способности ощущать либо гармоничность Божьего мира, либо разительное несовершенство мира человеческого.

Читайте также:  Краска для покраски ванн

Лит.: Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2.- М., 1935; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М., 1997; Гропиус В. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971; Михайлов А. Архитектура как застывшая музыка //Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985; Михаловский И. Теория классических архитектурных форм. — М. 1937; Некрасов А. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994; П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. — СПб., 1993; Розенберг А. В. Философия архитектуры. — М., 1923; Шуази О. История архитектуры. Т. 1. — М., 1935; Pothom Н. A Guide to Architectural Styles. — Word, 1983; Watkin D. A History of Western Architecture. — L., 1992.

Уральская Историческая Энциклопедия

(гр., архи — главный, тектор — строитель)

предмет и результат эстетической деятельности человека, связанной с орг-цией комфортной среды его обитания средствами стр. Подразделяется на градостр., ландшафтную арх., арх. произв., гражд., жилых и культовых зданий и сооружений. Возникновение А. на У. связано с колонизацией региона рус. и проникновением рус. стр. культуры.

Первые военно-оборонительные пос. строили новгородцы для сбора дани с местного нас. в сев. Приуралье. В летописях упоминаются г.Хлынов (Вятка, 1374) и г. Анфаловск (1398-1409). В XVI в. нач. организованная колонизация У., опорными пунктами к-рой являлись "государевы остроги". В нач. XVI в. ц. колонизации находился в Покче, с 1535 — в Чердыни. В сеть острогов вошли Канкор (1558), Орел-городок (1564), Нижне-Чусовской (1568), Сылвенский и Яйвенский, Очерский (1597), Верхне-Чусовской городки (1610).

Вдоль Камы для защиты торг. путей была возведена др. цепь оборонительных пос.: Уфа (1574), Сарапул (1556), Бирская и Табынская крепости. Путь в Сибирь охранял Верхне-Тагильский городок (1583), крепости Лозьва (1590), Верхотурская (1598) и Туринская (1600). Активная колонизация сопровождалась стр. крепостей и острогов и требовала создания новых укрепленных пунктов в Зауралье: Невьянская (1621), Ницинская (1624), Тагильская (1625), В.-Ницинская (1632), Ирбитская (1633), Мурзинская (1639), Пышминская (1646), Чусовская (1656) крепости, Катайский острог (1655), Челяб. острог (1658), Шадринский острог (1662), Царево городище (Курган, 1662), Камышловская (1666-1667), Красноярская (1670), Арамильская (1675-1676), Новопышминская (1680), Багарякская (1698), Белоярская (1695) крепости. В Приуралье возведены Кунгурский (1649), Торговинский и Кишертский острожки.

В первой пол. XVIII в. для защиты от киргиз-кайсаков на Юж. У. были выстроены оборонительные линии: Закамская (1732), Самарская (1736-42), Екат. (1737), Старая Ишимская (1737), Сакмарская (1739-42), Верхне- и Нижне-Уйские (1737), влившиеся позже в Оренб. линии.

Крепости и остроги вплоть до XVII в. возводились по традициям зодчества ц. России на возвышенных местах в точке слияния рек. Они имели неправильную конфигурацию, обносились деревянными стенами с башнями по углам и в местах въездов. Ряд крепостей и острогов в месте пересечения торг. путей имели посады с кварталами купцов и ремесленников и позже переросли в первые ур. гг. (Вятка, Чердынь, Верхотурье, Кунгур, Ирбит, Уфа и т.п.).

Крепости XVIII в. строились с учетом европ. традиций, имели регулярную геометрическую планировку по всем правилам фортификационного иск-ва. Посад многих из них имел регулярный план.

Крест. пос. делились на починки, дер. и с., их застройка носила самый разнообразный характер в соответствии с традициями нар. зодчества и климатом мест переселения (народное жилище).

Проникновение христианства на У. сопровождалось стр. мон.: Пыскорский-Преображенский мон., переведенный в Канкор (1570-79), Николаевский мон. в Верхотурье (1604), Далматов мон. (1644) и др. Мон. У. также возводились по традициям оборонного зодчества ц. России, постепенно перестраивались в камне, занимая видное место в гор. застройке.

Оборонительная роль пос. У. к концу XVIII в. была исчерпана. Однако этот период наложил сильный отпечаток на выразительность планировки и застройки адм.-торг. гг. У., оставив такие замечательные произв. арх., как Верхотурский кремль, Оренб. и Николаевские крепости, Николаевский мон. в Верхотурье, Далматов мон., возведенные в лучших традициях рус. зодчества. Указанный период дал У. своеобразные школы мастеров арх. (Гусев Т.М., Гулков Е.Д., Стафеев А.Д., Сорока И.Б.).

Помимо мон., христианизация У. активно шла путем стр. отд. храмов в гг. и сел. пос. На ранних этапах сооружались деревянные церкви клетского типа (церкви с. Пянтег — XVII в., с. Янидор -1707, Чердынский р-н). Первые каменные храмы несли черты моск. и ярославского зодчества с местной интерпретацией (Троицкий собор в Соликамске, 1684-97). В XVIII в. на У. проявились стилевые особенности моск. барокко (церковное зодчество). Возросло число мастеров-каменщиков, создавших замечательные пам. А. XVII-XVIII вв. (Вешняков Л.А., Горбовский И., Кичигин А., Корсаков Л., Кремлев И.Т.).

Пром. освоение У. началось с осн. посадскими людьми Калинниковыми соляного городка Усолье Камское. С передачей Строгановым земель сев. Прикамья стали интенсивно осваиваться соляные месторождения, появились первые пром. пос.: Новое Усолье, Дедюхин. Пром. сооружения этого периода строились преим. в дереве и не сохранились.

Вторая волна пром. освоения У. нач. в XVIII в., когда было построено св. 200 мет. з-дов. У. превратился в осн. мет. базу России. Большинство мет. з-дов позже переросли в гг. и положили нач. особой арх.-градостр. культуре У. (пром. архитектура). В теч. XVIII в. сложились градостр. принципы и новые для России типы зданий и сооружений. Каменное стр. в пром. гг. У. нач. в осн. в конце XVIII в. после пожаров Пугачевского восст. За осн. принципы планировки и застройки пром. гг. были взяты положения Комиссии о строении С.-Петербурга с идеями регулярного европ. градостр. Поэтому большинство пром. пос. У. получили регулярный план с четким функциональным зонированием. Однако в отличие от адм.-торг. и оборонительных пос. ц. г. формировал з-д с системой предзаводских площадей. В первой пол. XIX в. на ур. з-дах работала плеяда талантливых арх. — выпускников С.-Петерб. акад. художеств (Комаров А.З., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е., Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти арх. горного ведомства привнесли в пром. гг. У. высокую культуру классической арх. и создали уникальные пром.-селитебные ансамбли европ. уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют ц. гг. Екат., Нижнего Тагила, Ижевска, Воткинска, Невьянска, Златоуста, Кыштыма, Каслей, Каменска-Ур., Белорецка, Очера, Алапаевска и др. Арх. горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся адм.-торг. гг. У., разработав ген. планы их развития и гл. классические ансамбли гор. ц. (гражданская архитектура).

Читайте также:  Манометр для измерения давления тнвд

Вторая пол. XIX — нач. XX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, бурным ростом нас. пунктов отмечена реализацией ген. планов гг. На смену классической А. пришли национально-романтические поиски. В нач. XX в. в А. утвердился стиль модерн, наиб. полно отразивший процесс пром. рев. На смену арх. горного ведомства пришли горные и гражд. инженеры. Акцент в развитии А. У. был перенесен на среду гор. ц. и узлы транспортных коммуникаций. Этот период характеризуется появлением на У. новых типов зданий: гимназии, театры, доходные дома, банки, клубы, больн., школы, уч-ща, вокзалы, порты, депо, пассажи, торг. ряды. Среди ур. инженеров и арх. выделяются яркие таланты перм. арх. Турчевича А.Б., вятского арх. Чарушина И.А., екат. арх. Дютеля Ю.О. Сов. этап развития А. на У. характеризуется индустриализацией региона и привлечением средств не только в пром., но и в гражд. и жилое стр. Особенно продуктивны были 1920-е — нач.30-х — время активной работы пионеров сов. арх., развивающих творческие концепции конструктивизма. Произошла окончательная специализация А. на пром. и гражд. Складывались осн. принципы сов. градостр.: районная планировка, зонирование тер., специализация и кооперация произв., единые системы транспортного и бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, крупные ансамбли и комплексы. Создавалась система типового проектирования, возникали крупные гос. проектные ин-ты. В пром. проектировании ведущее место занимал гос. проектный ин-т "Промстройпроект", где работали арх. Мыслин В.А., Зильберт А.Э., Надеждин В.П., Щербаков С.Н., Бурдунин В.С., Дементьев В.Е., Жукова Н.П. и др. Проекты крупных технологических агрегатов Магнитогорского з-да разрабатывали арх. Соколов В.Д., Гофман В.Л., Лубнин А.И., Тихонов Н. и др. Эти агрегаты послужили типовой осн. для пром. стр. и на др. ур. з-дах (промышленная архитектура).

Показательной явилась работа по проектированию Большого Свердл. — ц. Ур. обл. Здесь была реализована идея о социалистическом г. с крупными жил. комплексами-коммунами, адм.-жил. блоками, дворцами, стадионами, клубами, мед. городками, втузгородками и т.п. По размаху проектирования и стр. в эти гг. Свердл. занимал одно из ведущих мест в стране. К проектированию сооружений в гг. У. было привлечено внимание видных лидеров конструктивизма: Мейер Г., Фридман Д.Ф., Гинзбург Н.Я., Соколов В.Д., Антонов Н., Голосов И., Корнфельд Я., Оранский П.В. К выдающимся произв. этого времени можно отнести "Городок чекистов", стадион "Динамо", комплекс Уралобкома с жил. домом обл. совета, клуб строителей, комплексы-коммуны по пр.Ленина, и ул.Малышева (гражданская архитектура).

Изменение стилевой направленности сов. А. в 1930-е в сторону неоклассики затормозило развитие арх. творчества в СССР. Однако этот период дал много для А. гг. У., которые получили крупные градостр. ансамбли своих ц. и гл. улиц, гармонично сочетающиеся с классическим наследием первой пол. XIX в. Многие зодчие-конструктивисты изменили свои творческие взгляды в связи с соц. заказом, искренне увлеклись освоением классического прошлого. В этот период на У. были заложены основы проф. арх. образования. Открылись архитектурно-стр. техникумы в Перми и Свердл., а в 1949 в УПИ — арх. специальность, давшая нач. Ур. арх. школе. Основателем ее является арх., проф. Бабыкин К.Т. На базе этой специальности в 1967 был создан второй в стране самостоятельный вуз (Свердловский архитектурный ин-т). САИ качественно изменил ситуацию на У. в подготовке квалифицированных арх.

С 1960-х гос. политика в обл. стр. исключила А. из сферы иск-ва. На смену диктата полит. приходит диктат стройиндустрии и жесткой экономии. Типовое стр. активно внедряется в массовую застройку гг. У. в ущерб худ., экологическим и комфортным качествам. Единый заказчик и подрядчик в лице гос-ва не оставляет места арх. творчеству. Гос. монополизм привел к резкому снижению качества стр., его технология испытывает период глубокого застоя. В этих условиях арх. творчество замыкается в стенах вузов и приобретает форму "бумажной А.", оторванной от стр. практики. Современные концепции А. и градостр. не получают реализации. Некачественная застройка гг. встречает в 1970-е шир. протесты общественности, особенно в ист. гг. У. В качестве инструмента защиты ист. ц. гг. и пос. в это время выступают охранные зоны и зоны регулирования новой застройки. Появляются арх.-этнографические муз. в пос. Хохловка Перм. обл. и с. Нижняя Синячиха в Свердл. обл. Первые берут на себя роль резервации недвижимых пам. А., вторые — становятся формой физ. сохранения пам. нар. зодчества путем переноса их в муз.-заповедники.

Недооценка арх. наследия привела к утрате на У. мн. тыс. пам. А. и объектов ценной ист. застройки. Грубым искажениям подверглись ист. ц. гг. Перми, Челяб., Ижевска, Воткинска, Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кунгура и др. В нач. 1990-х значит. сократилось капитальное стр. в гг. У. в связи с глубоким экономическим кризисом. Внедрение рыночных отношений в сферу А. и стр. способствует преодолению гос. монополизма и возврату А. индивидуального заказчика и подрядчика. Это становится важной предпосылкой возрождения и развития отечественного зодчества.

Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Художественная культура Пермского края. Пермь, 1992; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII в. (на примере Вятки и Урала). М., 1988.

Ссылка на основную публикацию
Через какое расстояние крепить полипропиленовые трубы
При проектировании трубопроводы разделяются на отдельные участки, путем распределения точек жёсткого крепления. Расстояние между креплениями полипропиленовых труб таким образом, предотвращается...
Чем резать закаленное стекло
Перед тем, как резать каленое стекло, стоит приготовить все необходимое. Процесс требует точности и внимания, в противном случае материал может...
Чем резать пластиковые карнизы
Потолочные карнизы с декоративной пластиковой блендой и поворотными элементами - это современная и практичная модель, которая впишется в любой интерьер....
Через сколько времени можно шпаклевать после грунтовки
Процесс нанесения шпаклевки на грунтовку является очень важным. Большое количество людей во время ремонта задумываются о том, что возможно ли...
Adblock detector